Рождение клана происходит по-разному. Иногда это бывает детище одного человека, который, создав клан, начинает подбирать соратников сообразно с тем, какие цели поставил перед собой в игре. Чаще получается, что несколько человек, побегав некоторое время вместе и определившись, что в этой компании очень даже интересно, образовывают уже официальное сообщество – клан как он есть.

Сколько кланов в игре – столько целей и направлений, которым они следуют. Правда, у большинства кланов сугубо честолюбивые притязания – попасть в топ своего сервера, то есть организация получается военизированная, потому что, кроме как, сражаясь ежемоментно и выясняя отношения с другими кланами, на топовые позиции не попадешь.

Существуют так же и абсолютно мирные кланы, созданные для совместных походов на мобов, вылазок на Осады и Битвы за Земли, например, а так же просто для приятного коллективного времяпрепровождения в игре. Бывают кланы, состоящие исключительно из торговцев или представителей одной расы. Но это ролевые кланы, которые не смогут попасть в топ в силу того, хотя бы, что никогда не смогут создать полноценную консту. Есть еще и «отмороженные» кланы, цель у которых одна – убить как можно больше персонажей, то есть, кланы ПК. Имеют место быть и кланы мошенников. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Игроки, с которых начинался клан, всегда будут его основой, костяком. Именно их игровые предпочтения будут приоритетными для всего клана, это своеобразная семья, и клан держится именно на них. Они перестанут быть в своем клане только в том случае, если вообще покинут игру. Клановая идея очень важна для создания неповторимой атмосферы клана. Если человек проникся, если его все устраивает, то он никогда не покинет свое сообщество в поисках лучшей доли. Если даже клан далеко не топ, и не особо известен на сервере, для такого соклановца его «семья» будет самой лучшей, так как он уже от нее неотделим. Такой вот своеобразный патриотизм.

Ни один клан невозможно представить себе без руководителя. Человек, взваливший на себя нелегкое бремя кланового лидера, должен обязательно обладать организаторскими способностями, быть неплохим психологом, уметь быстро анализировать ситуацию, а так же уметь просто общаться с людьми. Тут все, как в реале – руководитель должен быть способен к руководству. Кроме того, нужно быть готовым к тому, что иногда, зайдя в игру, кланлидер может заниматься только вопросами клана, забыв о том, что ему тоже надо качаться, к примеру. Говорю это, исходя из собственного опыта.

Но в одиночку командовать кланом все же тяжеловато, поэтому Совет клана просто необходим. Должно быть нечто вроде парламентской монархии – обсуждать спорные вопросы вместе, но решения КЛ все-таки принимает единолично. Обязательно должно быть два (в идеале) заместителя, которые смогут в отсутствие кланлидера взвалить бремя ответственности на себя.

Ну вот, клан основан, цели, пусть пока весьма туманные, определены, идея в наличии, начальный состав, будущая основа клана, есть. Что дальше? Теперь необходимая рутина. Первым делом надо разработать Устав клана, это основной документ, которым будут руководствоваться новички, определяясь, насколько этот клан подходит именно им. Затем следует заняться структурой клана, разобраться с тем, какие должности вводить, и наметить конкретную, осязаемую цель на ближайшее будущее. Общая цель, которой надо добиться во что бы то ни стало – вот что лучше всего сплачивает клан. Это может быть, например, взятие четвертого лвл клана – для этого требуются коллективные усилия.

Что касается должностей

Есть несколько вакансий, без которых обойтись очень сложно. Их отсутствие приведет к некоторому хаосу внутри клана. В клане обязательно должен быть ответственный за прием новичков – он беседует с кандидатами, выясняет их приоритеты, почему он хочет вступить именно в этот клан. Таких ответственных может быть несколько, лучше всего, если этим будет заниматься костяк клана. Второе. Должен быть казначей, тот, кто отвечает за экономическое положение клана, сбор налогов и отчитывается, куда уходят средства. Не обойтись без человека, отвечающего за внутреннюю дисциплину, кроме того, просто необходим «военачальник» - ответственный за боевую подготовку соклановцев. Ну и «министр иностранных дел» - игрок-дипломат, отвечающий за внешние клановые связи, которому будет вменено в обязанность следить за репутацией клана и за политической обстановкой сервера.

Устав Клана

Устав должен полностью соответствовать целям и приоритетам клана, он должен касаться всех сторон жизни клана. Конечно, маловероятно, что удасться разработать его сразу, учтя все вопросы, поэтому к доработке надо быть готовым изначально. Только не нужно расписывать грандиозные «простыни» - краткость, как говорят, сестра таланта.

Знание игры

Для того, чтобы клан воспринимали всерьез, необходимо знать все правила и тонкости игры. Компетентность в этом деле крайне важна. Что толку с КЛ, который не знает, что делать на Осаде?

Налоги

По возможности, каждый проверенный член клана должен быть «обут, одет и накормлен». Усиление конкретного персонажа приводит к усилению всего клана в целом. Но КЛ на свои собственные средства не сможет обеспечить экипировку для всего клана. Может оказаться и так, что для клана окажется выгоднее, если каждый соклан постарается сам обеспечить себе достойный шмот, а налоги пойдут на другое дело. Например, в моем клане налоги в основном собирали на приобретение «яиц РБ», которые до обновления ГоД были просто необходимы для изучения скилов клана. Хотя, конечно, «боевиков» все-таки желательно одеть всем миром, так как они – главная сила клана. Сумму налога надо вынести на всеобщее обсуждение, чтобы решить, сколько именно будет оптимальным отдавать каждому. Мы решили этот вопрос просто – налог собирается пропорционально уровню персонажа, за твинков платить не нужно.

Следует помнить, что собирать налог просто «на нужды клана» - последнее дело. Никто не понимает, на что именно, и рано или поздно зададут вопрос: А куда, собстно, уходят мои денюжки? Поэтому, помимо конкретного обозначения цели налога, желательно на сайте клана завести особый раздел форума, где будут подробно расписаны все расходы. Опять же, говорю об этом из собственного опыта – вопросов просто не возникает.

Допустим, ставим цель – выучить определенный клановый скил. Отписываю на форуме, что клан больше жить не может без такого-то и такого-то умения, репутации хватает, а вот «яиц РБ» - нет. То есть, просто довожу до сведения, что ближайший недельный налог будет потрачен на изучение скилов. Всем все понятно, возражений нет. И так по любой трате налоговых сборов.

Набор рекрутов

Тактика может быть разной. Если клан только начинает свое развитие, можно принимать всех подряд – те, кого что-либо не устраивает, потом отсеются сами. Испытательный срок можно сделать чисто символический – не больше недели. За это время в человеке можно разобраться и сделать выводы – подходит он клану или нет.

Итак, основные организационные моменты пройдены. Теперь на форуме игры – относящемся, естественно, к серверу на котором мы играем – создается топик, который призван привлечь внимание к клану. В этой ветке будет происходить обсуждение клана, а так же набор новичков. Я, например, своему клану сделала вот такой анонс:

«Приглашаю в клан. Адекватных, позитивно настроенных игроков 60+ без тараканов в голове. Клан 7 лвл. Есть кое-какие скилы. Перспективы развития клана зависят только от вас. Желающих всего и сразу ===> топ-клан, если вы будете там нужны, конечно. Нам точно не нужны. Шибко вумных, продвинутых в стиле "всех нагну" тоже не ждем. Любителей посливать на спотах и в нуболокациях - однозначно в лес. Интриганов, провокаторов и разводил - фф топку. Всех остальных милости просим (адрес сайта клана) оставить заявку. Стаж в игре значения не имеет. НО!!!! Принимаем только ОСНОВ!»

Ни в коем случае не стоит писать что-то типа: «Да вот тут клан создал, не знаю, что получится, ждем новичков, а там видно будет». Таким анонсом клану однозначно подписывается приговор. За топиком нужно обязательно следить, весело отшивать неадекватов и отвечать на вопросы.

Начало пути

Рекламировать клан или нет? Этот вопрос может показаться абсолютно ненужным, но здесь есть некоторые нюансы. Если сервер только что открыт, то, естественно, все кланы на нем еще молодые и находятся в равных условиях. Тут нужно поступать умно. Пиарить не только в самой игре, но и на форуме со ссылками на собственный сайт. К примеру, игрок задает какой-то вопрос, а вы тут как тут, и отправляете его ссылочкой на собственный сайт с комментарием: «На нашем сайте все это подробно расписано, сходи, почитай». Важно, чтобы на сайте эта информация ДЕЙСТВИТЕЛЬНО была. Для этого сайт клана должен быть заполнен под завязку самой разной полезной инфой – пусть он станет своеобразной базой данных, ну и новости игры, конечно, надо освещать в полной мере. В самой игре необходимо вести себя в соответствии с позиционированием клана, но не нужно быть слишком мирными, давать отпор наглецам, ввязываться в клановые войны – но с умом, чтобы не пришлось позорно сдаваться.

Если же сервер уже работает давно, а клан недавно создан – тут стоит вести себя тихо, пока не накопите достаточно силенок. Всегда найдутся топовые кланы, которые решат задавить молодое сообщество с позиции силы, просто, чтобы погордится, какие они крутые. Благородства со стороны противника в данном случае ожидать не приходится.

Кадры

В клан приходят самыми разными путями. По объявлению в самой игре, прочитав анонс на форуме, друзья посоветовали – сами в этом клане или дружественном. В общем, пути неисповедимы. Как правило, кандидаты заполняют вступительную анкету. На слово лучше не верить, приняв, пообщаться с человеком, понаблюдать, как он себя ведет. Если товарищ подлый, то лучше его в клане не оставлять, даже если клан позиционирует себя как темный. Ведь такому «другу» все равно, кого кидать, он запросто кинет и вас, и совесть не замучает. Кроме того, если держать неадекватов, серьезно может пострадать репутация клана. Мне однажды так «повезло», попало в клан несколько отморозков одной компанией, так они за два дня умудрились сагрить на клан полсервера, да так, что пришлось клановую эмблему менять. Другого способа не было, так как сообщество наше было совсем еще молодое, а в противниках оказались серьезные хайлевелы. Так что, будьте предельно внимательны, набирая контингент.

Общение с подчиненными

Все должны заниматься своим делом. Пофлудить в клан-чате – это дело святое, но не до бесконечности. Всегда попадаются товарищи, которые находят кучу отмазок, лишь бы не посещать общеклановые мероприятия, например, общий кач для набивания дропа и адены в казну клана. Тут, как проверено на собственном опыте, мирные увещевания уже не помогают. Есть радикальный способ – это когда белый и пушистый вежливый КЛ начинает орать (желательно, капсом) в клан-чат, да так, что «зайцы» прижимают уши. По большей части, помогает. Народ, шокированный таким непривычным поведением любимого клан-лидера, быстренько подрывается на всеобщие благородные дела. Но бывает и так, что этот радикальный метод не помогает. В таком случае остается одно – после последнего предупреждения безоговорочный кик. Даже если игрок уже давно состоит в клане, он не должен примером неповиновения соблазнять остальных соклановцев. Если кто-то из сокланов исподтишка критикует клан, в котором состоит – такого исключать сразу. Не нравится? До свидания.

Дипломатия

Если клан новый, а сервер существует достаточно давно, следует постараться найти клан-союзник, с которым можно будет заключить альянс. Это ни в коем случае не должен быть топ-клан (хотя топы и так не возьмут в али новый клан). Союзник должен быть примерно вашего уровня или чуть сильнее. Вместе проще противостоять нападкам враждебных сообществ. Но это в случае, если вы не стремитесь к высотам топа, и ваш клан не имеет ничего против, чтобы находиться в тени союзника. Не вздумайте ввязываться в войну на стороне какого-нибудь топового клана, иначе получится по поговорке: «Паны дерутся, у холопов чубы трещат». Маленький и еще слабый клан окажется под таким прессингом, что может оказаться на грани распада.

Ну а если вы играете на новом сервере, то тут все средства хороши – прорывайтесь вверх всеми методами, которые вы считаете для себя приемлемыми.

Если вы решите объединиться с равным кланом, то тут, по всем правилам дипломатических взаимоотношений, стоит заключить договор, пункты которого должны быть обговорены совместно с будущим кланом-союзником.
На тропу войны можно выходить только в том случае, когда клан достаточно окреп, в альянсе, кроме вашего, еще два достаточно сильных клана (всего в алли может быть три клана) и вы чувствуете в себе силы попытать счастья в боевых действиях. Но только с кланом, равным вам по силам. Не вздумайте связываться с топовыми – съедят и не поморщатся. Ведя войны на равных, клан набирается опыта и зарабатывает авторитет.

На форуме сайта клана должен быть закрытый раздел, посвященный тактике ведения боевых действий. Грубая сила поможет не всегда, а вот правильное распределение ролей и грамотные тактические действия помогут выйти из схваток победителем.

Что делать, когда клан уже «повзрослел»

Итак, клан уже можно считать «серьезным», когда он представляет собой сплоченный коллектив с проработанной системой, отличной экономической базой, когда он уже зарекомендовал себя в боевых действиях и наработал достаточно большой игровой опыт. Если у клана к тому же отличный сайт с большой информационной базой, первый этап развития сообщества можно считать оконченным. Следовательно, пиариться нужно уже несколько на другом уровне.

Для начала потребуется новый топик клана на форуме. Он должен выглядеть куда серьезнее, чем первоначальный, не в ущерб информативности. Название сразу должно заинтриговать, к примеру: «Клан такой-то ведет набор талантливых, знающих игроков, готовых к продвижению в топ».

Описывается легенда клана. История создания, а так же обыгранная ролевая легенда, соответствующая общеигровой. Например: «В суровые давние времена, когда мир Эльморедена пошатнулся из-за распрей Богов, горстка отважных воинов объединилась под одним гербом, чтобы дать отпор…и т.д.».

Далее описывается, кто именно нужен клану, персонажей каких профессий и рас будут рады видеть в рядах сообщества.

Следом примерно такой текст: «Если вас все устраивает и вы готовы к вступлению в наши ряды, прочтите Устав (ссылка на Устав). Прочитали? Если согласны, то милости просим на форум клана – заполнить вступительную анкету (ссылка).

Анкета должна содержать в себе необходимое количество вопросов.
• Ник основы.
• Описание всех твинков и их уровни.
• Причина, по которой вы решили вступить именно в наш клан.
• В составе каких кланов находились раньше.
• Почему покинули прежний клан.
• Увлечения в реале (немного о себе).
• Кем хотите быть в клане.
• Какой игровой опыт имеется.
• Способ связи (ася, мыло, скайп и т.д.).

Анкетные данные должны тщательно проверяться, испытательный срок следует увеличить до двух недель. Правила набора тоже следует подкорректировать, к примеру, не принимать больше новичков.
За этим топиком следить надо регулярно, причем, не просто «апать», а поднимать с умом, какими-либо интересными темами. Желательно, чтобы за ним следило несколько человек. Флудеров желательно игнорировать вообще, либо отшивать меткими фразами, чтобы желание продолжать пропало. Следует определенным образом зарекомендовать себя на форуме, так, чтобы стать известными с положительной стороны.

Расслабляться в работе с кадрами не стоит. Новичку в течение его испытательного срока должно стать предельно ясно, какова атмосфера царит в клане и куда он, собственно, попал. Поэтому новичков нельзя бросать на самотек, необходимо ими заниматься, чтобы дать понять, что ваш клан – действительно серьезная организация. Не забывать проводить чистку рядов, всех недовольных, лентяев и халявщиков – на мыло.
Дипломатические связи также должны подвергнуться пересмотру. Если клан-соалиец слаб, и стал попросту обузой, стоит не продлевать с ним договор. (Именно для этого договора заключаются на определенный срок). Союзники должны быть союзниками, а не балластом. Чтобы топ-кланы не почувствовали раньше времени угрозу, исходящую от вашего клана, следует вести осторожную политику. Воевать только в том случае, если существует реальная угроза репутации клана. И не в коем случае не воевать на стороне одного топа против другого – рано еще, стать буфером всегда успеете.

Данный этап весьма серьезен для клана. Развиваться, развиваться и еще раз развиваться – должно стать вашим девизом. Сейчас вас начинают опасаться менее серьезные противники, с топовыми кланами удалось завязать нейтральные отношения, люди в клане подобрались опытные, балласт давно скинут за борт. Задачи перед кланом стоят реальные, все дело только во времени, которое требуется для их выполнения. То есть, в этот период затишья перед бурей следует все силы направить на доработку тактики, прокачку персонажей и развитие экономической базы. Потенциал должен быть таким, чтобы его могло хватить на непрерывную войну, возможно, в течение года.

Скоро придется выдержать очень серьезный экзамен, скоро будет ясно, насколько дееспособен ваш клан – предстоит выход на топ-уровень. А это не шутки, решающий момент определит, сможете ли вы стать одним из кланов, определяющих политику этого игрового мира или так и останетесь в середнячках.
Как выйти на топ-уровень.

Для того, чтобы обычный сильный клан превратился в топовый, нужны определенные условия, а именно: все персонажи должны быть экипированы в лучший шмот с ног до головы, у них должны быть лучшие пухи, какие только возможны. Экономическая база клана должна стать поистине неисчерпаемой, все игроки должны прокачать своих персов до максимально возможных уровней или близко к ним. Нужен богатый боевой опыт, четкость и слаженность действий, доведенные до автоматизма, ну и, конечно, отличная информационная база на сайте клана.

Пиар на этом уровне

Достигнув таких высот, теперь не стоит постоянно зависать на форуме, постить как можно меньше, чтобы ваши посты воспринимались как откровения небожителей, недостижимых для простых людей. То есть, сидя на вершине горы, вы должны посматривать на простых смертных сверху вниз – будут уважать и бояться.

Следует прекратить прямой набор в клан. Для желающих вступить нужно создать дополнительный клан, что-то вроде «школы», в которой персонажи будут пребывать уже не просто на испытательном сроке, а до того момента, пока не достигнут уровня самого «мелкого» игрока в вашем клане. Причем, после приема в основной клан все равно устанавливается испытательный срок, и кандидаты проверяются намного более тщательно.
В дипломатии тоже стоит перейти на другой уровень. Теперь уже можно заключать долгосрочные договоры с другими топовыми кланами вашего сервера, можно брать под свое «крыло» другие серьезные и перспективные кланы. В этих действиях есть своя прямая выгода – топ-кланы начинают воспринимать вас всерьез, а просто сильные кланы продолжают оставаться в вашей тени, так как по договору являются вассалами и не более того.

Вот теперь уже можно бросаться в омут головой, вступая в военные действия, подходящие по статусу. При правильной оценке сил убытки от войн исключены, зато игра становится куда как более разнообразной, приобретается бесценный опыт и авторитет. Может, конечно, случиться и так, что вы потерпите поражение от другого, более сильного топ-клана. В таком случае в первые ряды должны выйти дипломаты, способные превратить поражение в досадное недоразумение, чтобы это не отразилось на репутации клана.
Войдя в топ, необходимо постоянно «держать марку», не допуская ни малейшего компромата в вашу сторону. Конечно, это не говорит о том, что на выпад каждого тролля следует реагировать. Иногда бывает достаточно одной меткой фразы, чтобы заткнуть ему рот и заслужить еще большее уважение.

Как удержаться на плаву

Ну вот, цель достигнута, ваш клан влился в ряды топовых кланов вашего сервера. Это знаете вы, это знают все. Не вздумайте расслабиться! Желающих попасть на ваше место ой, как много, поэтому малейший промах – и сметут, а вернуться обратно будет не в пример сложнее, чем начиная все с ноля.
Нужно продолжать дипломатические игры, набирать новых игроков, вести войны разной направленности – в общем, продолжать динамично развиваться.

Помните – построить клан – это очень сложно, но крайне интересно. Развитие клана потребует приложения колоссальных усилий; талант, опыт, умение и трудолюбие – вот те краеугольные камни, которые потребуются для достижения наивысшего уровня в игре. Пусть сложно, но безумно интересно, не забывайте, что многопользовательская онлайн-игра – это, в какой-то мере, отражение действительности. Все свои организаторские и иные способности можно с успехом применить в реальности. Пусть в игре персонажи виртуальные, но люди-то реальные.

Очень приятно осознавать, что клан, ставший частью вашей жизни, воспринимают всерьез и гордятся им те, кого вы называете соклановцами.